SITE MAP ТУМБЛЕР - ЭТО МЫ! ССЫЛКИ ФОРУМ МУЗЫКА АРТ ЛИТЕРАТУРАСТАТЬИ НОВОСТИ
_______


1984 + 20 = 1981. "Time has come to turn the switch".

Время имеет одно неприятное свойство - течь с необычайной скоростью. Казалось, только вчера я смотрел на рушащиеся дома, а прошло уже четыре года. Время течёт очень быстро, и тем быстрее, чем меньше событий происходит за определённый отрезок этого самого времени. Страшно подумать, что минуло уже 23 года с того момента, как Throbbing Gristle во главе с Генезисом pi-Орриджем похоронили индастриал. Но за этот отрезок времени появилось огромное количество талантливейших музыкантов и групп, экспериментирующих с трупом, убитым в утробе.... Среди них стоит выделить три группы, образовавшихся до 1984 года: COIL, Einsturzende Neubauten и Laibach ('84 не случайная дата. Именно её подсказал Дж. Оруэлл своим романом-антиутопией "1984"). Три группы, которые выпустили новые диски в 2003-2004 г.г. - отметив тем самым своё двадцатилетие. Это также три группы, которые существуют на данный момент. Возможно, они давно уже перестали следовать тем принципам, которых придерживались в начале своего творческого пути. Но их творческое наследие ярко показывает, куда мы все движемся...

COIL - Питер Кристофсен, который был саунд-инженером у TG, вместе с pi-Орриджем и Джоном Балансом в 1982 организовали Physic TV. Откуда правда, Кристофсен вместе с Балансом ушли в 1983 году. Ушли для того, чтобы начать свою сольную деятельность в качестве дуэта COIL. В самом начале концепция была достаточно близка к концепции TG - ритуальные убийства, политические заговоры и святая инквизиция. И в звуковом отношении COIL во многом повторяли TG - те же монотонные композиции, бэкграундом для которых служила записанная на плёнку речь, ритмичный нойзамбиент и псевдотанцевальные треки. Среди отличий следует отметить полное отсутствие гитар и вокала. В дальнейшем Баланс вместе с Кристофсеном отойдут от столь прозрачных намеков на политику и религию. Их музыка станет более слушабельной с точки зрения обывателя, но не утратит той завораживающей атмосферы, которая была на ранних альбомах. Во многом этому способствует лирика Баланса. Основной темой многих текстов является смерть. Всё её разнообразие и многообразие, если так можно выразиться. С течением времени дискография коллектива станет исчисляться сотнями релизов, среди которых большинство - это ремиксы на группы, и не обязательно индустриально направленные. Критики причисляют COIL к IDM формации, хотя, по моему субъективному мнению, IDM вперемешку с техно они играли в начале '90 (альбомы "Love Secret Domain", "Snow"). В середине '90 Кристофсен с Балансом начинают использовать компьютер на живых выступлениях, в этот период они заигрывают с cut & clicks (альбом точно не помню). Так же стоит отметить пластинку "Foxtrot", где собраны проекты, в которых отметились участники COIL (NWW и Current 93). В мае этого года - 2004 - в Англии планируется индастриальная прово/ак{а}ция с участием COIL и кое-кого ещё, но об этом в конце статьи.

Einsturzende Neubauten [нем. Саморазрушающиеся новостройки] - впервые выступили 1 апреля 1980 года в рамках движения немецких дадаистов "Гениальные Дилетанты". Да - это те самые чокнутые немцы, стучащие по всякому хламу и играющие на отбойных молотках (стоит пояснить,что "Гениальные Дилетанты" создавали новое, разрушая старое [очень типично для дадаизма]). Своим первым альбомом "Kollaps" Einsturzende Neubauten провозгласили своё пришествие в мир музыки и дали толчок для появления коллективов, использующих в качестве инструментов абсолютно немузыкальные предметы. Реквизитом для записи служили отбойные молотки, электрические дрели и тому подобные инструменты рабочих строек. Для своей музыки Новостройки выбирали необычные концертные площадки: стройки, заброшенные заводы, они устраивали даже концерты около скоростных магистралей. В то время как ранние пластинки Новостроек наполнены хаотическими и в тоже время ритмичными самодельными перкуссиями, то более поздние записи, датируемые '90 годами, открывают нам весь музыкальный потенциал коллектива: музыка приобретает всё больше музыкальных черт, появляется басс и чистая гитара, перкуссии становятся менее грубыми, как бы дополняя струнные инструменты. Но в тоже время, являясь основой звуковой мозаики. Последний альбом - "Perpetuum Mobile" - приурочен к двадцатичетырехлетнему юбилею Новостроек, он наиболее "легкий" для вербального восприятия, но для понимания он возможно наиболее сложен. Даже несмотря на то, что альбом с самого начала и до конца - чисто коммерческий продукт (live-трансляции в Интернете, трек-лист, согласовавшийся с поклонниками и многое другое [ну прямо фабрыка 3вёзд какая-то]), он несёт в себе ту энергию [само]разрушения, от которой заряжались в самом начале Einsturzende Neubauten.

Laibach. Создать провокационную рок группу в одной из стран соц. блока и добиться известности за пределами отдельно взятого города - это, пожалуй, требует не меньшей изобретательности, чем создание этой самой страны соц. блока. Начинав, как объединение художников, Laibach в скором времени перешли к устроению театрализованных постановок, сопровождаемых собственными саундтреками. Основными темами спектаклей служили сюжеты из истории Югославии. Характерной чертой постановок являлась визуальная составляющая - участники группы были облачены в военную униформу, сочетавшую в себе элементы советских и германских мундиров времён WW2, а на рукавах была повязка, на которой была символика коллектива - крест, вписанный в шестерёнку. Стоит отметить, что столь экстравагантные выходки не остались без адекватной реакции. Многие концерты отменялись, музыкантов неоднократно пытались арестовать. Но, несмотря на это, Лайбахи совершили свой Тур по оккупированной Европе в 1984-85 годах, заставив общественность говорить о себе. Ранние работы Laibach представляют собой дарквейв, дополненный шумами паровозов, скрипом, заезженных пластинок. В 1987 году они выпускают альбом на "Mute.rec" - известнейшем английском индустриальном лейбле. На пластинке кроме авторских работ было два кавера. Многие критики расценили каверы, как попытку "закосить под своих", как некий юмористический ход, как ... , но не как засекреченное послание, понятное лишь самим музыкантам. Видя ажиотаж вокруг своего творчества, растущий рейтинг в чартах, Лайбахи предпочли сохранить статус контр культурной музыкальной группы, нежели превратиться из манипуляторов в марионеток. Они нанесли удар в самое сердце зла... - они перепели The Beatles. Перепели не одну песню, а целый альбом. Мотивацией к действию послужили проекты, когда оставшиеся участники коллектива вместе с кучкой слащавых поп-звёздочек исполняют песни вышеупомянутого коллектива. Именно с этого момента начинается новая глава в творчестве Laibach - общение со слушателем посредством кавер-версий. После Beatles под удар попали Rolling Stones, Europa ("Final Countdown"), Pink Floyd & more. В 1996 году выходит альбом "Jesus Christ Superstars" - Лайбахи всегда были немного пророки, в конце '80 они предсказывали войну на Балканах. А этим альбомом они намекнули, что на ближнем востоке не всё в порядке. После выхода альбома музыканты замолчали на семь лет, сосредоточившись на деятельности NSK - государства без границ, своеобразной утопии, гражданином которой может стать любой человек, заплатив скромную мзду в размере 20 евро. Осенью прошлого года они выпустили новый альбом "WAT" - здесь нет тех ритмичных гитарных рифов, звучание стало более электронным: обилие техно-битов и грязных клавиш. И самое главное - ни одного кавера общеизвестных групп. Laibach начинаю писать новую главу истории...

Время поглощает в основном людей, а уже после - результаты их труда. Возможно, стоило упомянуть и тех, кто, начинав в 1984, не добрался до текущего момента. И это не следствие творческих или личных разногласий. Ни в коей мере. Просто время поглотило их. Так один из культовейших канадских коллективов, Skinny Puppy, тоже начинал в 1984 году, но их творческая жизнь оборвалась вместе со смертью Dwayn'а Goettel'а в 1995 - одного из троих, троих стоящих друг друга и талантливых людей. Но даже после распада "щенки" приобретают новых поклонников.

ЗЫ - кстати, насчёт того, что industrial умер - еще рано это говорить (даже по прошествию стольких лет). В мае этого года в Англии планируется грандиозный фест с участием Merzbow, Лидии Ланч Cris&Coasey, COIL... А главным образом это мероприятие знаменательно тем, что на нём выступят TG. После почти 23 лет молчания они снова (в последний раз) хотят выкрикнуть: "Discipline!!! Are you ready for... Discipline!!! Are waiting for... Discipline!!!".

К чему бы всё это?

LueS



(с) T U M B L E R, 2004