МурКон
![]() |
Статья о гриме и костюме кошки |
||||||||||||
Формирование и воплощение Юлия Лязгина(Золушка) г. Тольятти. Часть практического семинара в рамках МурКона. Итак, что же такое "художественный образ"? Этапы формирования и воплощения художественного образа: Форма призвана отражать содержание.Таким образом грим и костюм нужны актеру для того, чтобы помочь передать особенности персонажа и создать целостный художественный образ. Грим дополняет костюм (в особенности если речь идет о зверином образе). Поэтому при выборе средств художественной выразительности (СХВ) грма необходимо учитывать особенности костюма. в противном случае голова будет просто "отрываться" от туловища. Средства художественной выразительности (в данном случае)-линия, пятно, тон, цвет, фактура и т. д. Так же можно использовать симметрию и асимметрию. Стремясь передать внутреннее напряжение и противоречивость образа, лучше всего проибегнуть к асимметричному г. и к., т.к. хаотично расположеные линии и пятна вызывают ощущени перменчивости, в то время как симметричное или хорошо уравновешенное расположение элементов чаще говорит о спокойствии. Костюм — это система определённым образом подобранных предметов одежды, обусловленная предназначением. (Мы в быту говорим о деловом костюме, свадебном, форменном, театральном, маскарадном, национальном, траурном и т. д.) Костюм даёт внешнюю характеристику человеку, определяя его пол, возраст, национальность, социальный и культурный статус, эстетический уровень, характер, а подчас и психическое состояние. Костюм Плюшкина (бабий халат весь в заплатах) говорит о его болезненной скупости, а растерзанная рубаха и спущенные чулки принца Гамлета — о нервном расстройстве не меньше, чем слова и поступки этих знаменитых персонажей. Костюм может дополняться гримом, татуировкой, причёской, украшениями, знаками различия. Но не обязательно всем сразу. Так, парадный наряд камбоджийской принцессы предусматривает несколько килограммов драгоценностей, но исключает обувь. А у новобранцев фактически нет причёски. (Современная энциклопедия "Мода и стиль". Глав. ред. В. А. Володин. — М: Аванта+, 2002. — 480 с.; ил. 15ВМ 5-94623-014-Х). Очень важный момент - функциональность костюма. Прежде чем приступить к изготовлению костюма, нужно решить - где, в каких условиях, он будет ипользован. От этого во многом зависит выбор материалов и деталей. То же и с гримом. Работая над созданием художественного образа персонажа, актеру приходится одновременно искать внешние и внутренние средства для пердачи его характерности. Если художник для воплощения идеи использует холст, кисти, краски, скульптор-мрамор, дерево, глину, То актер-себя самое. Его материалы-голос, тело, мысли., и что всего авжнее-чувства. Актер призван творить из себя самого, оставаясь при этом самим собой. «Я в предлагаемых обстоятельствах» — формула, которую вывел К. С, Станиславский (Алексеев). Далее пояснил: «Идти к образу от себя». Но идти, а не стоять на месте. Идти «от себя», а не «к себе». Иногда работа над внешностью персонажа позволяет актеру лучше понять его внутренний мир: Важную роль костюмы и грим сыграли в нашумевшем мюзикле "Кошки", поставленного сэром Эндрю Ллойдом Уэббером: "Мюзикл наделал много шума, посетившие представление не могли забыть не только музыку, но и гримы, парики, костюмы. Лица напоминали кошачьи мордочки, для этого брался светлый тональный крем или белая краска и затем подводились глаза, по форме напоминавшие кошачьи, брови, нос, рот. Рисовались тонкие усы, не было наклеек, налепок, которые утяжеляли бы грим. Большую роль играли цветные парики — белый с черным, рыжий с черным, черный с синим, с серым, темно-фиолетовый, малиновый, завитые как настоящие кошачьи головки с ушками. В гриме сохранено лицо человека, волнистые, прямые линии грима не изменяют лицо до неузнаваемости. Грим выполнен в линеарной манере, нет объема, все плоско и четко, без полутеней. На некоторых лицах рисунки нанесены асимметрично, например, на одной кошачьей мордочке на белой маске правый глаз затемнен черной краской, у другой кошки — бежевое пятно с левой стороны. Некоторые гримы не носят сильной росписи лица, подчеркнуты только глаза и брови, у других — наоборот, высветлена площадка вокруг носа, и рот, подкрашенный красной краской, находится как бы в пене. Рисунок кошачьих полос не требует строгого повторения, может быть импровизация на тему «кошачья мордочка». Роспись лица полосами выглядит очень рельефно, эффектно. При выполнении грима надо не копировать зверя с предельной точностью, а, подчеркнув его характерные черты, показать и лицо исполнителя. Так и в мюзикле «Кошки» должно присутствовать реальное лицо человека. Удачным дополнением грима является костюм, который состоит из комбинезона с нашитыми нитками, имитирующими кошачью шерсть, на руках — длинные перчатки в широкую полоску, на ногах — гетры также в полоску. Жабо, воротники, боа из синтетических ярких волокон, нитей, дополняющие костюм, делают грим участников мюзикла более оригинальным. Грим может быть выполнен как жирными гримировальными красками, так и сухими, которые применяют при работе с макияжем. Сейчас гримеры, визажисты работают с аквагримом, который не мажется, удобен при мобильной игре актеров. «Кошки» постоянно в движении, они танцуют, прыгают, носятся по сцене, поэтому лучше воспользоваться красками для макияжа. Перед тем как остановиться на каком-либо варианте, надо перепробовать несколько, выбрав наиболее оптимальный. Грим в мюзикле «Кошки» удачен, он эффектно выглядит, способствует успеху постановки, поэтому так важно его выполнение на профессиональном уровне."
Технические приемы грима. Существуют два основных приема работы по гриму — это живописный и скульптурно-объемный (иногда применяется смешанный). Живописный прием в гриме предусматривает использование гримировальных красок. Техника его выполнения близка к живописи, так как выразительными средствами того и другого являются цвет, линия, светотень. При помощи линий в гриме передаются контур формы, очертания деталей лица, глаз, губ, бровей, характер складок и морщин. Линия в гриме должна быть четкой, плавной, ровной. Можно пользоваться смешанным приемом, используя краски и налепки. Линейное изображение не передает объемного ощущения, оно плоскостное. Линейный грим сохранился до настоящего времени в китайском и японском театрах, также в цирке и на эстраде. Часто линейный грим имеет условный характер. Подготовка лица к гриму. Образ богини Баст и статуэтки Кошки Баст.
Функция: Богиня-кошка. Богиня солнца, радости и веселья. Олицетворяла тепло. Считалась всевидящей и занимала место стража при боге солнца Ра. Воплощала женские и материнские качества: изящество, красоту и ласку. Была богиней плодородия, покровительницей детей, охранительницей урожая. В домах хранились ее статуэтки, отгонявшие злых духов. Начало появления культа: вторая Династия. Поклонялись до I в. н.э. Генеалогия: дочь и жена бога солнца Яа, жена Птаха, мать Махеса и Хенсу. Иконография: Изображалась в виде женщины с головой кошки. Атрибут. Музыкальный интрумент систр. Священное животное: кошка, отражавшая проворство и силу богини. Центр культа. Бубастис на востоке дельты Нила. По свидетельству греческого историка Геродота в этом городе стоял самый прекрасный храм Египта. В главном святилище возвышалась огромная статуя богини. Во время ежегодных весенних праздненств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Кошка охранялась законом и осмелившемуся поднять на нее руку, грозила смертная казнь. После смерти кошек погребали по ритуалу, напоминающему погребение человека: хозяева кошки и их родня в знак траура выбривали себе брови, а тело кошки бальзамировалось. Готовую мумию зашивали в льняной саван или заключали в саркофаг и помещали в одном из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек и выстроенных вдоль берегов Нила. В конце прошлого века возле деревни Бени-Гасан в Нижнем Египте было найдено несколько десятков тысяч кошачьих мумий. Поклонение кошке в Египте было настолько велико, что в 525 г. до н.э., как гласит предание, это привело к ужасным последствиям. Персидский царь Камбиз решил захватить долину Нила. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города Пелусия. Камбизу пришла в голову блестящая мысль: по его приказу каждый солдан укрепил на груди живую кошку так, чтобы она хорошо была видна. Армия двинулась вперед, защищенная живыми щитами. Египтяне побоялись ранить или убить священных животных и сдались. Камбиз завоевал Египет и основал 27-ю династию. (Бернар Брие. Дикие кошки. М.: Диалог, 1995) Отождествление: Мут, почитавшиеся как око Ра Уто, Тефнут, Сехмет и Хатхор из-за чего приобрела функции солнечного Ока. В Древней Греции - Артемида, Афродита. Идея создания образа появилась в момент проведения мысленной параллели между образом домашней кошки и историей изобразительного искусства и религии. Поскольку культ кошки берет свое начало в Египте, в работе над внешним обликом персонажа помогло изучение изобразительного искусства Древнего Египта (в основном - скульптура). (Имеется в виду ИЗО Египта вцелом, а не какой-то определенный период).
закупались ткани и прочие необходимые материалы. Поскольку речь идет все-таки о богине, образ вобрал в себя и черты крупных хищных кошек. Параллельно велась работа над погружением в образ. В этом очень помогала музыка - альбом ансамбля "Nomad" "Cairo", просмотр документальных фильмов о кошках, мюзиклов, изучение других материалов. И конечно же, наблюдение за живыми кошками во дворе, дома. (Это тема для отдельного исследования).
Статуя фараона в жреческом одеянии.). "Статуэтка" Кошки Баст: Богиня Баст:
В работе с гримом рассматривались различные варианты. Возможным представлялось использовать масляный грим, либо косметику. Наиболее приемлемым оказался второй вариант в силу многих причин: Недостатки масляного грима: Достоинства: Выбранный вариант: Материалы: Перед нанесением грима лицо смазывается кремом. Это позволит после легко снять его при помощи салфеток и молочка для снятия макияжа. Этапы наложения грима:
|
|||||||||||||
![]() |