ВСЕМ ДОМОМ В ИНТЕРНЕТ - 2

     Как быть, если хочется совместить преимущества подключения по выделенной линии с небольшой абонентской платой? Наиболее простое решение - подключить по выделенной линии не одного, а нескольких потребителей, разделив оплату между ними. Когда эта мысль начала носиться в воздухе, появились первые домашние сети, объединяющие несколько квартир в одном или нескольких домах, чтобы разделить на всех общий канал во внешний мир. Пик строительства домашних сетей пришелся в Москве на 1997-99 годы - за несколько лет множество домов в разных районах были оплетены сотнями километров кабеля, в подвалах и на чердаках разместились загадочно подмигивающие железки. Многие энтузиасты, изначально строившие сети на общественных началах, переквалифицировались в суб-провайдеров. Стали собирать с пользователей абонентскую плату и тратить ее на расширение сети, оплату канала во внешний мир и собственного труда.


     Ау, провайдер!

     Наконец, некоторые провайдеры вдруг осознали, что из-под носа у них уплывает целый сектор рынка, и бросились разрабатывать собственные проекты подключения жилых домов. Правда, довольно быстро выяснилось, что создавать кабельную инфраструктуру и протягивать каналы в расчете на то, что пользователи "приложатся", требует довольно внушительных инвестиций, которые мало кто готов выложить. Поэтому общая схема сейчас такова: дом подключается только при условии, что в нем уже набралось необходимое число желающих. Впрочем, многие и вовсе не занимаются этим сами, а только оказывают отдельные услуги по подключению, разводке сети и т.д., выступая в качестве подрядчика, выполняющего заказ группы пользователей. Таких провайдеров нельзя назвать полноценно присутствующими на рынке, поскольку они обычно не занимаются ни стратегическим планированием сети, ни маркетингом, а подключают только те дома или районы, где уже возник соответствующий спрос.

     Другие обращают свое внимание в первую очередь на вновь строящиеся дома, сотрудничая с их владельцами - при сдаче дома в эксплуатацию локальная сеть уже разведена и подключить к интернету любую квартиру можно сразу же - рядом с телефонной уже есть розетка для подключения к локальной сети.

     Третьи стараются охватить все дома в районах, которые определили для себя как точки присутствия - даже если в этом доме пока не нашлось ни одного желающего. Сергей Мухамедов, менеджер по развитию "Кутузово-OnLine" (http://www.kutuzovo.mos.net/), объясняет свою маркетинговую политику так: "Сейчас люди привыкли к нормальному сервису. Мы не собираем предоплату, не заставляем будущих абонентов клеить объявления на лестнице. Подключаем дом (заводим кабель в каждый подъезд), не имея ни одного клиента, а потом уже начинаем предлагать услугу. Свои 4% подключившихся сразу квартир я всегда наберу". Компания ОКС МЖК "Атом" (http://http://www.atom.ru), которой принадлежит "Кутузово-OnLine", тоже заслуживает внимания - эта компания владеет крупными домашними компьютерными сетями, расположенными в Крылатском, Мневниках, Филях, Кунцево, Щукино, на Беговой, в Черемушках, на Кутузовском проспекте и на Юго-Западе. За четыре года своей деятельности "Атом" подключил более 200 домов и на достигнутом останавливаться не собирается. И это в то время, когда такая крупная компания, как "НПФ Мастак" (торговая марка Ситек, http://www.sitek.net/) имеет в своем активе только 3 подключенных дома.

     Конечно, для того, чтобы сегодня в Москве подключиться к интернету через локальную сеть, одного желания недостаточно - нужно немного везения, чтобы в вашем районе оказался провайдер, строящий домашнюю сеть, либо определенное количество желающих в доме - чем больше людей, тем легче окупить затраты на проведение выделенной линии, установку оборудования и т.д. В этом номере журнала опубликована карта Москвы с указанием координат провайдеров, подключающих определенные районы к своей сети. Например, жителям Бибирево или Алтуфьево прямая дорога в Bibirevo.Net (http://www.bibirevo.net/) или в Старлинк (http://www.starlink.ru/). Свои локальные сети есть во многих районах - плотнее всего охвачены сейчас Митино, уже упоминавшееся Бибирево, Коптево, Чертаново, Орехово, Бутово, Братеево. На Юго-Западе и в Коньково только компания 2КОМ подключила к сети 50 домов, еще 36 будут подключены в ближайшее время, и уже начаты работы еще в 27 домах. Достаточно легко найти провайдера на Западе и Северо-Западе Москвы. А вот в Восточном округе все имеющиеся сети расположились почему-то только в Измайлово. Почти совсем нет домашних сетей в Центральном округе - это, видимо, обусловлено как небольшим количеством жилых домов в этом районе, так и небольшой плотностью застройки. По словам Дениса Бояринова, координатора сети SimNet (http://http://simnet.netclub.ru), в центре между островками жилых домов либо низкоэтажная застройка, либо промышленные предприятия или учреждения - все они мешают проведению кабельных работ. Вероятно, важны и демографические причины - очевидно, что чем район "моложе", т.е. чем больший процент его населения составляет молодежь, тем вероятней в нем возникнет необходимость в удобном подключении к интернету. Этим, видимо, и объясняется преимущественное расположение крупных сетей в так называемых "спальных" микрорайонах. Если в вашем районе нет ни одного провайдера, можно попробовать обратиться в "МТУ-Информ" (http://www.mtu.ru/), "ПТТ-Телепорт" (http://www.ptt.ru/) или тот же Ситек - они декларируют возможность провести канал и подключить домашнюю сеть в любом месте в пределах МКАДа. Но обойдется это, прямо скажем, недешево. При необходимости можно создать сеть в любом районе. Технологически все достаточно стандартно - в качестве опорной точки выбирается дом со значительным числом желающих подключиться и при этом оптимальный с точки зрения телекоммуникационной инфраструктуры (наличие свободных медных пар в кабельном вводе, удобное расположение и т.д.). В него проводится оптоволокно, и от этого дома организуется подключение соседних. Проблем практически нет - все упирается только в деньги и время.

     Please wait

     Предположим, нашелся провайдер, готовый подключить ваш дом к сети. Если по соседству уже есть его точка доступа - ждать придется сравнительно недолго, от нескольких дней до двух-трех недель. Если же речь идет о вновь подключаемых домах - ожидание может растянуться до трех месяцев. По словам Александра Милицкого, директора по развитию бизнеса компании "ТОР Инфо" (http://www.ti.ru/), звеном, вызывающим наибольшие задержки, являются операторы, у которых арендуются транспортные каналы. Дотянуться до меди в произвольную точку города не всегда реально, а организация оптоволоконного канала требует времени. Конечно, есть быстро работающие операторы, например, "Голден Лайн" (http://www.gl.ru/), который организует каналы за две недели, но их тарифы существенно выше. В общем, подтверждается старая истина - быстро, дешево и качественно одновременно не бывает. Тут уж каждый волен выбрать, какие два из этих трех параметров его устраивают больше.

     Закон о связи и законы Мерфи

     На сайте "Проектирование и развитие домашних сетей" (lan.net.ru) есть грустная шутка: "Закон Мерфи N4 для домашних сетей: если жильцы дома, где вы тянете кабель, не спрашивают вас, что вы делаете, значит они уже позвонили в милицию". В процессе написания этой статьи в разговорах с владельцами и сотрудниками компаний, работающих на этом рынке, неоднократно возникала тема взаимодействия с контролирующими органами. Принято считать, что сеть должна иметь две стандартные "провайдерские" лицензии - на передачу данных и на телематические услуги, а также некую дополнительную "строительную" лицензию, чтобы спокойно протягивать кабели по крышам и чердакам. По нашим сведениям, в апреле этого года несколько сетей уже привлекли внимание Госсвязьнадзора. Возникает вопрос: насколько обосновано требование оформлять лицензии для домашних сетей? Ведь канал в интернет они не продают, а покупают, а лицензирование, например, локальных сетей масштаба предприятия (многие из которых значительно больше) законодательством не предусмотрено. С этим, видимо, должны разобраться юристы - а пока сети покрупнее стараются оформить все необходимые лицензии и полностью легализоваться, а многие мелкие пытаются просто "уйти в подполье" - и поэтому очень просили ничего о них не писать.

Сидит внук за модемом, файлы принимает. Бабушка спрашивает:
- Hу что, внучек, работает там еще у тебя ЭВМ? Скоро-то позвонить можно будет?
- Через 30 мегабайт, бабушка.
(http://www.ufanet.ru/~ir/soliton/redsol12.htm)

     Кассира вызывали?

     Расценки на подключение к домашней сети складываются обычно из трех частей: плата за установку/подключение (разовый платеж), ежемесячная абонентская плата и оплата трафика. Каких-либо средних цен в Москве сейчас нет - все зависит от провайдера. Да и у одного провайдера стоимость этих услуг может колебаться в зависимости, например, от количества подключающихся в одном доме человек. Так, у "ПТТ-Телепорт" стоимость подключения составляет $560 при наличии в здании четырех абонентов, если же их 10 или больше, то каждый заплатит всего $150. Абонентская плата колеблется, соответственно, от $65 до $35 в месяц и включает в себя 100 Мбайт в месяц. Стоимость трафика при превышении 100 Мбайт составляет $0,12/Мбайт, независимо от количества абонентов. "МТУ-Информ" при немаленькой абонентской плате предлагает расценки $0.16-$0.18/Мбайт. При подключении к Корвет-Телекому установочная плата от 0 до $25, ежемесячная абонентская - от 0 (тогда входящий трафик оплачивается по $0.25/Мбайт) до $35 (включая 250 Мбайт входящего трафика). Компания "ТОР-Инфо" продает трафик по $0.08/Мбайт при $15 абонентской платы в месяц и $100 за подключение. Кстати, оплачивать услуги, если вы частное лицо, в подавляющем большинстве случаев придется через Сбербанк или в офисе провайдера, который может быть расположен далеко от вашего дома. Правда, в мелких общественных сетях, большинство из которых не имеет даже юридического лица, деньги предпочитают передавать из рук в руки.

     Спасение утопающих.

     В основном, все провайдеры, предоставляющие доступ в жилых домах, обеспечивают своим абонентам техническую поддержку - круглосуточную или дневную горячую линию, выезд специалиста на дом в случае возникновения проблем с доступом в сеть и т.д. С общественными сетями все сложнее - там пользователям предлагают воспользоваться советами соседей или знакомых, как в UltraNet (http://www.ultra.net.ru/). Правда, если все равно что-то не работает, то кто-то, конечно, приходит и помогает. А в сети Старлинк в каждом доме есть ответственный, который приглядывает за своим сегментом сети и консультирует пользователей.

     Все будет хорошо.

     Конечно, в Москве на сегодняшний день подключенные к интернету дома - все еще редкость. Среди моря жилых районов разбросаны небольшие, но организованные островки провайдеров и неорганизованные, но веселые - общественников. Ситуация на рынке является чуть ли не идеальной - ниша еще никем не занята, деньги лежат на видном месте и можно просто взять их. Недаром Zenon N.S.P. (http://www.zenon.net/) - провайдер, отличающийся одним из самых продуманных подходов к маркетингу, тоже готовит сейчас собственный проект подключения жилых домов. Детали не разглашаются, но, судя по всему, грядет раздел рынка. Впрочем, потенциальным и действительным счастливым обладателям интернет-розетки это только на руку - при развитии рынка цены должны будут начать ползти вниз, как это в свое время случилось с ценами на dial-up.

©2001 FAVus